среда, 4 сентября 2013 г.

Согласование массовых мероприятий. Где все-таки звон?

       31 августа 2013 года в Алматы случились массовые беспорядки. Организатором мероприятия выступила администрация ТРЦ "Прайм-Плаза". Были организованы финал караоке конкурса и концерт одного певца. Так или иначе мероприятие переросло в хорошую драку и уличный беспорядок. Местные власти поспешили заявить что данное мероприятие не было согласовано с городскими властями. http://www.news-asia.ru/view/kz/accidents/5190

       На этом пожалуй остановимся. Следствие разберется кто виноват в массовых беспорядках. Я же лично для себя попробовал уточнить, а какова все-таки процедура согласования проведения массовых мероприятий с городскими властями.

       И обнаружил любопытную деталь. Дело в том что действующим законодательством согласование на проведение массовых мероприятий развлекательного не спортивного характера не предусмотрено, а значит и не требуется. В этой связи становится не понятен основной довод всех государственных структур о том, что мероприятие не было согласовано.

Первым делом я попробовал найти документ, который бы описывал процедуру согласования проведения массовых мероприятий и ... не нашел.

По ответственности.
Административный кодекс:

5]Статья 373. Нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций
1. Нарушение законов Республики Казахстан о порядке организации или проведения собрания, митинга, шествия, пикетов, демонстрации либо иного публичного мероприятия, либо воспрепятствование их организации или проведению, а равно участие в незаконных собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях либо ином публичном мероприятии, если эти действия не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере до двадцати месячных расчетных показателей, на должностных лиц - штраф в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей.

2. Предоставление руководителями и другими должностными лицами организаций участникам несанкционированного собрания, митинга, пикетирования, демонстрации или иного публичного мероприятия помещения либо иного имущества (средств связи, множительной техники, оборудования, транспорта) или создание иных условий для организации и проведения таких мероприятий -
влечет штраф в размере до двадцати месячных расчетных показателей.

Уголовный кодекс
Статья 241. Массовые беспорядки
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, -
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Необходимое примечание. Я понимаю что по составу преступления организация массовых беспорядков это совсем не то что организация массового мероприятия, на котором эти беспорядки случились. Но наши судьи запросто могут так не посчитать. На мой взгляд, вполне вероятно что под организацией массовых беспорядков они сочтут именно организацию массового мероприятия. А больше все равно ничего в УК подобного не предусмотрено.

Что я нашел? Я нашел:
1. Стандарт государственной услуги «Согласование проведение массовых и спортивных мероприятий на автомобильных дорогах областного значения» - вещь хорошая, но получается что в черте города бесполезная.


2. Инструкцию по обеспечению общественного порядка и пожарной безопасности при проведении спортивных, культурных и иных массовых мероприятий Утверждена приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 6 ноября 2003 года N 619 - так там п.5 предусматривает только уведомительно письмо, и все. Т.е. никакого согласования. Организаторы имеют право только уведомить Полицию о мероприятии и все. А полиция, нравится это им или нет обязана обеспечить безопасность.

Т.е. получается административная ответственность как бы есть, но только за нарушение закона, которого нет. Уголовная же ответственность может наступить если ее пришьют белыми нитками.

Говоря о согласовании массовых мероприятий чиновники часто ссылаются на Закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 года № 2126 О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан
Этот Закон определяет порядок организации и проведения собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан.

Таким образом при проведении предположим конкурса, концерта, рекламной акции и т.д. этот закон не имеет юридической силы. Потому как рекламная акция это не собрание, не митинг, не шествие, не пикет, не демонтрация. Перечень исчерпывающий и поэтому расширенному толкованию не подлежит. Поэтому этот закон отпадает.
Есть еще п.3.ст 9 пр. 1 Закона РК "О культуре" 
Организаторы зрелищных культурно-массовых мероприятий, проводимых в не предназначенных специально для этих целей местах (стадионы, зоны отдыха, парки, скверы, площади, улицы), не позднее десяти дней до проведения мероприятия обязаны информировать местные исполнительные органы о предполагаемом количестве зрителей, за день - о количестве проданных билетов, выданных пропусков, в том числе на автотранспорт, а также мест парковок для специальной техники органов внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям и здравоохранения.
Но тут опять идет о чем речь? Не о согласовании, не о разрешении, а о информировании.

Таким образом получается что согласование, и тем более разрешение на проведение массовых мероприятий законодательством не предусмотрено. Есть только уведомление ОВД, ГПС и Исполнительного органа. Опять же подчеркиваю. что уведомление это не согласование и тем более не разрешение.

Вопрос о возможности принятия каждым отдельно взятым акимом в своем регионе своих правил согласования проведения массовых мероприятий тоже неоднозначен.

Во-первых, все таки правила должны быть одинаковыми для каждого города, района и области. А если начнется кто в лес кто по дрова, то это свойства больше федерального государства, нежели единого.

Во-вторых, согласно Закону РК "О нормативных правовых актах" уполномоченные органы могут принимать нормативные правовые акты в соответствии со своей компетенцией (пп.15 п.1-1 ст. 1 Закона). В законе же "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" в компетенции местных органах управления принятие правил проведения массовых мероприятий не предусмотрено.

Все-таки эти правила должны приниматься уполномоченными органами республиканского, а не местного значения. А если они приняты на местном уровне, то встает вопрос о их законности. Должен быть или закон или в уже действующем законе это надо прописать. Более того административная ответственность наступает именно при нарушении законов, регулирующих проведение иных публичных мероприятий (см. выше) при нарушении иных нормативных правовых актов ответственности нет. 

Но вопрос не в этом. Вопрос в том, что сейчас, после событий в Алматы, все кричат о том, что мероприятие не было согласовано. И ставят это в вину организаторам. Правильно ли это, если отсутствует не только обязанность для подобного согласования, но и как таковая правовая возможность?

На этот вопрос должен будет ответить судья, руководствуясь при вынесении решения, которое наверняка будет, собственным пониманием законодательства и совестью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий