четверг, 18 апреля 2013 г.

Господа продажники

         Сейчас в большой моде всякие теории о продажах. Людей за большие деньги учат что продать можно что угодно, кому угодно и при этом хороши какие угодно методы. В основном эти методы включают в себя так называемое позитивное мышление, граничащее с полным неуважением к потребителям и понятие честности относительно качества продаваемых товаров исчезает вообще. 
         Многие компании, видя что в последнее время падают объемы продаж, под влиянием этих полурелигиозных течений (потому что служение мамоне тоже религия), склонны винить в этих процессах людей, которые, по их мнению не могут продавать. Происходит это от того, что затраты на замену кадров, намного меньше затрат на переоснащение производства (для улучшения качества), затрат на новые технологии, затрат на научные исследования для изобретения своих новых технологий или просто от экономической неграмотности. Нанимаются так называемые тренера, менеджеры, управляющие, которые также в экономическом смысле неграмотны и вся харизма которых заключается в умении пристать к клиенту и не отставать от него пока он что-нибудь не купит. Эти тренера обещают взлет продаж не смотря ни на что. Благодаря исключительно новой методике, секрет которой якобы знают только они.
           Так случилось в одной из казахстанских компаний. Компания эта имеет сеть филиалов по всему Казахстану. И первое время очень динамично развивалась. Ее услуга была очень востребована. Однако в последний год наблюдался рост продаж не в таких темпах, как хотелось ее руководству. Была нанята женщина, заявлявшая о себе как гуру продаж и пообещавшая их большой рост. Эта женщине были даны большие полномочия. Она проехалась по всем филиалам и уволила очень многих достойных менеджеров, инженеров, специалистов. Всех тех, кто по ее мнению не отвечал образу супер продажника. Если бы эта женщина хотя бы немного интересовалась экономикой, то был бы шанс что она бы знала, что среди азбучных истин этой науки есть такое понятие как "предельная выгода". Говоря простым языком, чем больше продукта продается, тем меньше в обществе спрос на этот продукт. Потому что общество начинает насыщаться этим продуктом. Производить его и продавать становится с каждым разом все менее и менее выгодно. Спад продаж у этой компании был связан с тем, что уже 80 процентов рынка было в руках у данной компании. И соответственно 80 процентов потенциальных потребителей уже имели у себя дома этот продукт. Оставшиеся 15 процентов пользовались продуктов конкурентов. И всего 5 процентов действительно пока еще раздумывали приобретать или нет им этот продукт. Естественно, в таких условиях невозможно ожидать рост продаж в таком же объеме, как в условиях абсолютно незанятого рынка и дикого спроса на предлагаемый продукт. 
           Так вот, вместо уволенных людей, были приняты на работы продажники. Результатом оказалось следующая ситуация:
1. Продажи не взлетели. Потому что причиной замедления роста продаж являлось перенасыщение рынка, появление конкурентов, морально устаревший продукт и более совершенный продукт у конкурентов.
2. Новоиспеченные продажники умели только одно - продавать. И хотели только одно - продавать. Больше они ничего делать не хотели. И не умели. В результате компания стала не справляться с обслуживанием уже имеющихся объемов. Начались технические аварии, бардак в учете, бухгалтерии, бардак в организации производственных процессов, бардак с договорами, бардак в архиве, уровень обслуживания ухудшился. Началась текучка кадров. Исчезли нормальные условия труда. Недовольные клиенты стали просто уходить к конкурентам. Начались судебные проблемы.
3. В результате того что налаженная машина по обслуживанию имеющихся клиентов начала давать сбои, компания потеряла способность нормально обслужить новых клиентов. 
           Когда всем стало ясно что дров нарублено столько что не раскидать и за несколько лет, эту женщину уволили. Нормальных специалистов попытались вернуть, но все они отказались потому что предательство уважающий себя специалист не простит никогда. Компания же в настоящий момент потеряла несколько позиций на рынке и люди там работают постоянно в авральном режиме.
         Все это стало возможно из-за возврата в средневековое мракобесие, которое охватило современное общество. Когда образованность и грамотность пытаются заменить волшебными заклинаниями и методиками. Это касается не только экономики, но и медицины (снова в почете колдовство и целительство), образования (английский за две недели) и многого другого.
              Так что, господа продажники, вы конечно молодцы. Но кроме технологий запудривания людям мозгов, хорошо бы ознакомиться с основами экономического устройства мира и не лезть туда, в чем Вы совершенно ничего не можете.


P.S.
 Вот кстати по похожей теме рассуждения А. Вассермана

http://vassermans.ru/videoblog/menedzher-ditya-nomenklatury/


Комментариев нет:

Отправить комментарий